Впервые в истории Эстонии производство электричества из сланца было полностью остановлено

05.07.2019

Что означает временное прекращение производства электроэнергии из сланца в Эстонии, объяснили глава профсоюза энергетиков Нарвы Андрей Зайцев и доверенное лицо работников Нарвских электростанций Вячеслав Шилкин.

Впервые в истории Эстонии производство электричества из сланца было полностью остановлено и электроэнергия производилась только из возобновляемых и альтернативных источников энергии.

Отмечается, что простой на Эстонской электростанции случился в последний день июня и продлился восемь часов.
Глава профсоюза энергетиков Нарвы Андрей Зайцев в комментарии назвал случившееся печальным фактом и отметил, что не видит в этом ничего удивительного. Цены не позволили производить электроэнергию — «это бизнес, и никто не будет работать себе в убыток».

«Я не могу никого застраховать от того, что таких простоев не будет и впредь. Наоборот, ситуация на рынке показывает, что сланцевые мощности не востребованы», — сказал Зайцев. Ввиду повышения стоимости квот на CO2 себестоимость произведенной электроэнергии получается выше ее средней рыночной цены.

Точки над i может расставить глава правительства

Правда, о полном закрытии сланцевой энергетики говорить преждевременно. Эта отрасль находится в подвешенном состоянии. Возможно, ситуацию прояснит визит в регион главы кабинета министров Эстонии Юри Ратаса. Так, 9 июля премьер Ратас, сообщил Андрей Зайцев, приедет на Эстонскую электростанцию в Аувере. В 12:45 в тот же день в Нарве запланирована встреча премьера с представителями профсоюзов.

Хуже всего, отметил Зайцев, находиться, как сейчас, в состоянии неопределенности. Если сланцевая энергетика точно прекращает существование, то работникам энергосектора не стоит терять время, а нужно искать новую работу. И такой вариант довольно реалистичен.
Конечно, положительные новости тоже были: так, в частности, Юри Ратас отказался подтвердить в Брюсселе конкретные сроки ликвидации сланцевой энергетики в Эстонии. Было получено и одобрение на использование биотоплива, то есть древесной щепы. Но особого оптимизма эти известия не добавляют — это хоть и улучшения, но не сильные, считает Андрей Зайцев.

«Не все те решения, которые уже были подписаны на уровне Европейского союза и прошли согласование в том числе всех эстонских комиссий и Департамента окружающей среды, местные политики в силах изменить. Наверное, властям не хватит сил пойти наперекор всей системе и работать самим: обеспечивать себя электроэнергией и быть в этом плане, насколько возможно, независимым государством», — добавил он.

Глава эстонского правительства провалил «зеленое» соглашение ЕС

Доверенное лицо работников Нарвских электростанций Вячеслав Шилкин в комментарии Sputnik Эстония отметил, что технически в прекращении работы электростанции в Аувере (точнее, в режиме автономного самообеспечения) ничего сложного нет.

Но эмоционально такая ситуация очень обидная для Шилкина и очень тяжелая для сланцевой энергетики. Ее будущее сейчас напрямую зависит от стоимости квот на выброс CO2. Ведь есть себестоимость электроэнергии на станции в Аувере, по которой ее выгодно продавать.

Эстонской экономике грозит «Пыкзит»

А если нет возможности обеспечить продажу электроэнергии, нет смысла ее производить и держать электростанцию в режиме работы.

«Невозможно производить электроэнергию, если больше половины стоимости составляет «плата за воздух», — сказал Шилкин, отметив, что Эстония пожинает плоды заключенных ранее, лет десять назад, соглашений в ЕС. Теперь обратный ход, по мнению Шилкина, дать намного сложнее.

Шахтеры гарантируют стабильность в Ида-Вирумаа

Вопрос, подчеркнул он, только в рынке — спросе и ценах. «Я часто смотрю статистику по перетокам электроэнергии между странами. Кабели из Финляндии в Эстонию нагружены на полную катушку. А мы электроэнергию не производим только потому, что в Финляндии покупать дешевле, чем производить у нас. Вот такая история», — добавил Шилкин.

Как известно, в Евросоюзе введены жесткие требования по экологическим нормам. Так, стоимость квот на выброс углекислого газа СО2 существенно повысилась: если в начале 2018 года цена квоты составляла семь евро, то теперь — примерно 24 евро. Большинство работников энергосектора в регионе может быть сокращено.

Ранее приводились слова председателя Центрального союза профсоюзов Эстонии Пеэпа Петерсона о том, что окончательный план по разрешению кризиса энергетической промышленности в Ида-Вируском уезде может быть принят после визита премьер-министра Эстонии Юри Ратаса в регион.

Сланцевый бум в США может дорого обойтись Эстонии

Об этом Петерсон сообщил по итогам трехсторонней встречи представителей эстонских профсоюзов, работодателей и правительства, которая состоялась в конце июня в столице Эстонии.

отрасли: Нефтегаз