08.08.2019
ИНВЕСТОРЫ ЖДУТ ПЕРЕХОДА НА АЛЬТКОТЕЛЬНУЮ
Новая модель рынка тепла позволит решить проблемы отрасли
В теплоснабжение Екатеринбурга в ближайшие годы могут быть вложены десятки миллиардов рублей. Такой сценарий, считают энергетики, возможен в случае перехода на метод регулирования по принципу альтернативной котельной. Новая методика позволит установить долгосрочные тарифы для теплоснабжающих компаний, а следовательно, привлекать «длинные» деньги для развития системы и реализации крупных инвестиционных проектов. К прочему, в перспективе сроки отключения горячего водоснабжения в летний период сократятся, а власти смогут ужесточить контроль и ответственность за исполнение инвестпрограмм.
Сейчас основными проблемами теплового комплекса Екатеринбурга энергетики называют высокий износ сетей, потери и наличие открытой схемы теплоснабжения. Начать тотальную модернизацию системы, по их мнению, станет возможно только при переходе на альткотельную. О том, что из себя представляет новая модель рынка тепла, какие преимущества получат потребители, и какие инвестпроекты могут быть реализованы в Екатеринбурге, в интервью «Правде УрФО»: рассказал заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов.
— Александр Игоревич, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет альтернативная котельная, и в чем ее преимущество перед действующим методом регулирования?
Заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов: Главное преимущество и для потребителя, и для региона, и для властей – предсказуемая цена тепла на долгие годы вперед. Сейчас производители тепла ежегодно подают на утверждение в РЭК свои тарифные заявки. Процесс установления тарифов в таком виде зависит от ряда объективных факторов. В результате нередки ситуации, когда в одном периоде тариф практически замораживается, зато на следующие полгода растет опережающими темпами. Это создает проблемы и для клиента, который получает удорожание в платёжке, и для поставщика тепла, вынужденного бороться с кассовыми разрывами и доказывать свою правоту. Альткотельная исключает такие скачки – она устанавливает цену по математической формуле, которая не допускает разночтений и не меняется со временем.
— Каким образом рассчитывается цена по принципу альткотельной?
Александр Вилесов: Для достижения этой цены устанавливается длительный переходный период. Другой плюс – с точки зрения экономики, он заложен в самой формуле цены и раскрывается в названии метода альтернативная котельная. По сути дела, расчет по этой формуле дает ответ на вопрос, сколько будет стоить одна гигакалория тепла в городе N, если здесь «с нуля» построить новый источник тепла, применяя самые современные и эффективные технологии. То есть определяется цена наилучшей возможной альтернативы, и все производители должны на нее ориентироваться.
— Почему это невозможно при нынешней системе?
Александр Вилесов: Действующий тарифный механизм работает совсем наоборот – чем больше затрат у производителя, тем больше тариф. Тарифная заявка представляет собой прогноз – сколько будет стоить производство в следующий период регулирования. Если в котельной устаревшее оборудование, высокий расход топлива, сам по себе дорогой тип топлива – все это перекладывается напрямую на потребителя, фактически поощряется сохранение «кочегарок». Ведь им нет никакого смысла заниматься своей эффективностью – наоборот, любая оптимизация автоматически снижает тариф на следующий период. А вот единые для всех условия заставят тех, кто сейчас не может или не хочет снижать себестоимость, вкладываться в развитие или закрываться. Поэтому, хотя альтернативная котельная – это математическая модель, а не реальный теплоисточник, в некоторых местах действительно будет иметь смысл воплотить эту альтернативу в жизнь на замену старым котельным.
— Какие еще преимущества получат потребители?
Александр Вилесов: Новая модель рынка тепла – это не только ценообразование. Она предусматривает целый ряд важных и полезных, в первую очередь, для территории изменений. Во-первых, усиливается институт единой теплоснабжающей организации. ЕТО берет на себя ответственность за весь тепловой узел и становится «единым окном» для клиентов и властей. Во-вторых, в теплоснабжении усиливается контроль – оператор несет ответственность перед муниципалитетом, ФАС, МинЖКХ, Минэнерго, прокуратурой, судами и потребителями. Причем ответственность существенно ужесточается. Наконец, переход к новой модели сопровождается заключением соглашения между ЕТО и муниципалитетом. В этом соглашении четко прописываются долгосрочный план развития теплоузла и критерии его исполнения. Спрос за исполнение этого документа максимально жесткий.
— Какой эффект может получить город при переходе на альткотельную?
Александр Вилесов: Главный эффект для потребителя – улучшение качества теплоснабжения без тарифных скачков, потому что фиксация цены позволит ЕТО планировать развитие теплоузла на годы вперед – сейчас это, по факту, невозможно. Зная, сколько будет стоить тепло через год, пять, десять лет, энергокомпания будет четко представлять, какой объем теплосетей она сможет отремонтировать. Учитывая, что все порывы и внеплановые ограничения отопления грозят, прежде всего, ЕТО серьезными финансовыми потерями, она сама же будет стремиться минимизировать проблемы на инфраструктуре. Ведь исполнение инвестиционного соглашения оценивается именно по качеству теплоснабжения. В перспективе это позволит сократить сроки отключения горячей воды летом. Ежегодные масштабные раскопки, из-за которых весь центр встает в пробках, тоже со временем уйдут в прошлое.
— Есть ли заинтересованность местных властей в переходе на альткотельную?
Александр Вилесов: Не только клиент, но и городские власти должны быть заинтересованы в новой модели – ведь она, по факту, снимает с муниципалитета целый пласт ответственности и перекладывает его на ЕТО. Абсолютно все вопросы, в том числе и взаимоотношения с другими поставщиками тепла, решает именно «единое окно». Важно и снижение бюрократической нагрузки – теперь пропадает необходимость в установлении тарифов индивидуально для каждого теплоисточника.
— Какой объем инвестиций сможет привлечь компания за счет перехода, из каких источников?
Александр Вилесов: Если раньше перспектива каждого проекта развития теплосетей за горизонтом полугода была туманна, потому что тариф могут «срезать» в любой момент, – то альткотельная впервые позволяет говорить о стратегии развития. Если понятен объем денег, которые получит теплоснабжающая компания, то можно рассматривать модернизацию как набор инвестиционных проектов с понятными сроками окупаемости. Это, в свою очередь, позволит ЕТО и другим участникам рынка рассчитывать не только на свои силы, но и привлекать партнеров – банки, инвестиционные фонды. В теплоснабжении сейчас страшный инвестиционный голод. причем нужны именно «длинные» деньги. Альткотельная – это как раз первый шаг к тому, чтобы этот голод утолить. Благодаря четкому нормативному фундаменту, который закладывает новая модель рынка тепла, отрасль наконец может начать привлекать большой объем вложений. По каждому крупному городу это десятки миллиардов рублей, а по всей стране речь может идти о триллионах.
— Есть ли какие-то крупные инвестпроекты, которые могут быть реализованы благодаря альткотельной?
Александр Вилесов: Альткотельная дает механизм возврата инвестиций. В ее рамках мы по факту можем реализовать любой крупный долгосрочный проект, который даст реальное повышение эффективности. Например, сейчас в Екатеринбурге более трех четвертей всего города снабжается теплом по открытой схеме. Оценка вложений, необходимых для закрытия, – 32 млрд рублей. Понятно, что в ситуации, когда сегодня тариф один, а завтра другой, о таком объеме инвестиций говорить не приходится. Но если мы четко понимаем, как именно и когда именно эти деньги вернутся, то можно привлекать средства с рынка. Такая же история и с дальнейшей цифровизацией – уже сейчас для перевода екатеринбургского теплоснабжения на новые технологии сделано очень много, но принятие альткотельной позволит со временем провести вообще все необходимые мероприятия.
— Какие сейчас существуют проблемы в теплоснабжении региона?
Александр Вилесов: Есть проблемы разного характера. На наш взгляд, главная из них – организационная. На территории Екатеринбурга действует 108 теплоисточников, которые работают в 98 зонах ЕТО. Каждая такая зона – это фактически отдельная энергосистема с отдельным собственником и руководством. И у каждого такого собственника свой взгляд на то, как должен работать его кусок. Развитие невозможно в принципе – даже если кто-то особо сознательный доведет свое хозяйство до ума, вся эффективность уйдет в дырявую трубу его соседа. Отсюда и ситуация, когда муниципалитет и потребитель попросту не знают, с кого требовать соблюдение качества теплоснабжения. Назначение по-настоящему единой теплоснабжающей организации поможет уйти от этого. Другие проблемы – это, скорее, следствие. Высокий износ, преобладание открытой схемы теплоснабжения – это технические проблемы, которые можно решить, наведя порядок в организации. Именно такой порядок и предлагает новая модель рынка тепла.
— Какие прогнозы по изменению тарифа в Екатеринбурге при переходе на альткотельную?
Александр Вилесов: В Екатеринбурге существует значительное количество тарифных зон с разными тарифами, в том числе и превышающие цену альткотельной. Переход на новую модель не приведет к резкому росту цены. А в будущем, благодаря опережающей модернизации теплоснабжения, мы надеемся, что сможем эффективно ее сдерживать. Так что при достаточно оперативном принятии решения по альткотельной есть вероятность увидеть по сути дела заморозку цены.
отрасли: Энергетика